Антикоррупционная политика Нотариальной палаты Республики Хакасия

УТВЕРЖДЕНО

         Решением Правления

Нотариальной палаты

Республики Хакасия

от 11 марта 2025 года

(Протокол № 6)

 

 

 

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Настоящая антикоррупционная политика (далее - Политика) разработана в целях обеспечения законности, правопорядка в Нотариальной палате Республики Хакасия (далее – Палата), добросовестной работы Палаты, призвана способствовать соблюдению Палатой действующего законодательства, в том числе обеспечивать реализацию положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1.2. Политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Палаты. Она определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.

1.3. Для целей Политики используются следующие основные понятия:

1.3.1. Коррупция – злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование работником Палаты своего должностного положения вопреки законным интересам общества, государства и Палаты в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение работниками Палаты указанных деяний от имени или в интересах Палаты.

1.3.2. Противодействие коррупции – деятельность Палаты в пределах полномочий:

- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

- по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

- по минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.3.3. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Палаты влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника, правами и законными интересами Палаты, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и/или деловой репутации Палаты, работником которой он является.

1.3.4. Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

1.3.5. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица – незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица работнику Палаты денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица работником Палаты действия (бездействие), связанного с занимаемым ими должностным или иным положением.

1.3.6. Предупреждение коррупции – деятельность Палаты по антикоррупционной политике, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение причин и условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их проявлениям и/или распространению.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

2.1. Противодействие коррупции в Палате осуществляется на основе следующих принципов:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

2.2. Система мер противодействия коррупции в Палате основывается на следующих ключевых принципах:

2.2.1. Принцип соответствия политики Палаты действующему законодательству и общепринятым нормам – соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Палате.

2.2.2. Принцип личного примера Президента Палаты и иных лиц, выполняющих управленческие функции в Палате, – ключевая роль руководства Палаты в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.

2.2.3. Принцип вовлеченности работников – информированность работников Палаты о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

2.2.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции – разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Палаты и работников Палаты в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Палаты коррупционных рисков.

2.2.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур – применение в Палате таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

2.2.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания – неотвратимость наказания для работников Палаты вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей.

2.2.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга – регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных процедур, а также контроля за их исполнением.

 

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Политика отражает приверженность Палаты высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения деятельности, а также поддержанию репутации на должном уровне.

Палата ставит перед собой цели:

- минимизировать риск вовлечения Палаты и работников Палаты (независимо от занимаемой должности) в коррупционную деятельность;

- сформировать у работников Палаты единообразное понимание политики Палаты о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

- обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться в Палате;

- установить обязанность работников Палаты знать и соблюдать принципы и требования Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также мероприятия по предотвращению коррупции.

 

4. ПРИМЕНИМОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. Палата и работники Палаты должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами.

 

5. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

5.1. Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники Палаты, находящиеся с Палатой в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика также распространяется на всех физических и/или юридических лиц, с которыми Палаты вступает в гражданско-правовые отношения на договорной основе. Антикоррупционные условия и обязательства могут закрепляться в договорах, заключаемых организацией со всеми контрагентами.

5.2. В связи с предупреждением и противодействием коррупции работник Палаты обязан:

- воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Палаты;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Палаты;

- незамедлительно информировать Управляющего делами Палаты и/или Президента Палаты о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать Управляющего делами Палаты и/или Президента Палаты о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

- сообщать Управляющему делами Палаты и/или Президента Палаты о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов;

- уведомлять Палату об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

- уведомлять Палату, Управляющего делами Палаты и/или Президента Палаты о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;

- передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов.

5.3. Работникам Палаты строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать незаконные вознаграждения.

5.4. Все работники Палаты, все физические и/или юридические лица, с которыми Палата вступает в гражданско-правовые отношения на договорной основе, должны руководствоваться Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.

5.5. Президент Палаты отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение приказом лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

 

6. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

6.1. Управляющий делами Палаты и/или Президент Палаты должен формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников Палаты.

6.2. Палата:

- проводит мероприятия по предотвращению коррупции;

- прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, соблюдать требования Политики, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупции;

- размещает Политику в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований Политики всеми контрагентами, своими работниками и иными лицами;

- содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников Палаты в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики Палаты и овладения ими способами и приемами применения антикоррупционной политики на практике;

- осуществляет мониторинг внедренных мероприятий по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их в связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на его деятельность.

 

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

7.1. Палаты требует от своих работников, всех физических и/или юридических лиц, с которыми Палата вступает в гражданско-правовые отношения на договорной основе, соблюдения Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.

7.2. В Палате организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства о фактах незаконных вознаграждений со стороны лиц, оказывающих услуги в интересах Палаты или от ее имени. По адресу электронной почты: notrh@mail.ru могут поступать предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников Палаты и третьих лиц.

7.3. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками Палаты проводится инструктаж по положениям Политики, а для действующих работников Палаты проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.

 

8. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТНЫХ МЕР И САНКЦИЙ

8.1. Палата заявляет о том, что ни один ее работник не будет подвергнут санкциям, если он сообщил о предполагаемом факте коррупции либо если он отказался совершить незаконные деяния, связанные с коррупцией.

 

 

9. ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Внутренний финансовый контроль в Палате направлен на создание системы соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения сметы доходов и расходов Палаты, повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на повышение результативности использования средств Палаты.

9.2. Внутренний финансовый контроль в Палате осуществляется в следующих формах:

- предварительный контроль. Он осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют в пределах уставных полномочий Президент Палаты, Правление Палаты, Общее собрание членов Палаты, а также главный бухгалтер Палаты;

- текущий контроль. Это проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения Сметы доходов и расходов Палаты, ведения бухгалтерского учета, осуществление мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе главным бухгалтером Палаты;

- последующий контроль проводится Ревизионной комиссией Палаты, действующей на основании Устава Палаты и Положения Ревизионной комиссии Нотариальной палаты Республики Хакасия.

 

10. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

10.1. При выявлении недостаточно эффективных положений Политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий Палаты либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации Президент Палаты организует выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящей Политики и/или антикоррупционных мероприятий.

10.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи Политики вступят с ней в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.

 

11. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

11.1. Организация обязуется оказывать содействие уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок ее деятельности по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, а также при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-разыскные мероприятия.

 

12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ

(НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) ПОЛИТИКИ

12.1. Работники Палаты, независимо от занимаемой должности, а также все физические и/или юридические лица, с которыми Палата вступает в гражданско-правовые отношения на договорной основе, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Политики.

Информация

20 НОЯБРЯ 2024 ГОДА БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ – ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Информация

РЕЗУЛЬТАТЫ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ, ПРОШЕДШИХ СТАЖИРОВКУ И ЖЕЛАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРОВЕДЕННОГО 24.10.2024